Gibson Les Paul был выпущен в 1952 году в Соединённых Штатах Америки, став второй по счёту цельнокорпусной электрогитарой в мире. Отличительными особенностями новой модели явились корпус и гриф, выполненные из красного дерева, придающего инструменту глубокий низ и плотную середину, толстый выпуклый кленовый топ, добавляющий звучанию яркие верха, а также клеевое соединение грифа с корпусом, обеспечивающее длительный сустейн. С конца 1956 года на инструмент стали устанавливать хамбекеры PAF, созданные инженером Сетом Лавером и считающиеся сегодня классикой звучания Les Paul.
Однако на заре эпохи гитарной музыки Gibson Les Paul не пользовался большой популярностью, поэтому в 1961 году был заменён на эргономичный Gibson SG в качестве визави недорогому Fender Stratocaster. Аналогичная участь постигла футуристические модели Explorer и Flying V, являвшиеся инновацией президента компании Теда МакКарти и значительно опередившие своё время. Возобновление производства Les Paul началось лишь в 1968 году, а в 1974 году фабрика Gibson переехала из Kalamazoo (штат Мичиган) в Nashville (штат Теннесси), где продолжается выпуск инструментов по сей день. Завод по производству полуакустических гитар располагается в Memphis (штат Теннесси), а акустических гитар в Bozeman (штат Монтана).
Всю хронологию производства Gibson Les Paul условно можно разделить на четыре эры:
1) 1952-1960 годы (золотое время выпуска аутентичных гитар - создание цельнокорпусных инструментов, изобретение хамбекеров PAF, появление расцветки sunburst, применение бриджа tune-o-matic вкупе со струнодержателем stop bar, уменьшение толщины грифа '58-'59-'60 с глубокой вклейкой в корпус, использование лёгкого гондурасского махогони);
2) 1968-1982 годы (возобновление производства гитар - эксперименты со склейкой грифа и корпуса из нескольких кусков, применением клёна в качестве материала грифа и накладки, уменьшением глубины вклейки грифа в корпус, использованием волюты на шейке грифа);
3) 1983 год - н/время (возврат к производству гитар из цельных кусков красного дерева, постепенное внедрение различной перфорации внутри корпуса, диверсификация модельного ряда);